вторник, 22 сентября 2009 г.

(inf) Mind Maps – опыт использования

Тимур Василенко

1. Что такое Mind Maps и как их рисовать

Mind Maps или Карты Ума, Карты Сознания (не путать с когнитивными картами) – это кустообразные картинки, изобретенные Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей. Рисуются они очень просто:

  • Берется лист бумаги и в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основное понятие или концепция, либо анализируемая проблема. Я обычно использую формат A4 «стоя», но часто рекомендуется брать лист бумаги формата A3 «лежа».
  • Обводим это понятие в кружок – из него все будет произрастать.
  • Рисуем ветки – основные связанные понятия, свойства, и т.п. Подписываем их одним-двумя словами каждую (получается далеко не всегда, тем более русские слова достаточно длинны);
  • Дальше – больше. Каждая ветка делится на несколько более тонких веточек – развитие этих понятий, детализация свойств, направлений работы.
  • Лист постепенно заполняется и проблема из страшной-непонятной делается вполне ручной – пришпилена тоненькими веточками как булавками к листу бумаги, уже не лает-кусает, а тихо поскуливает.
  • Вот теперь берем цветные ручки и внимательно смотрим на получившуюся картинку. И видим, что пришпилена проблема к листу кривовато, надо бы исправить. Обычно рекомендуется рисовать карандашами и чуть что – сразу стирать-исправлять. По моему опыту – не рекомендую. Лучше не стирать – пусть на бумаге останется история мысли – а цветными ручками обвести некоторые веточки. Каждый цвет – своя связь. При некоторой тренировке очень легко на одной картинке видеть две схемы – на одной связи обозначены иерархией веток, на другой – одинаковой раскраской.
  • Теперь, если картинка получилась красивой и достаточно запутанной, повесьте ее на стену. И проблема вся как на ладони, и гостям есть тема для вопросов.
  • Если карта изображает некий проект (план действий), то цветом можно обводить выполненные задачи. Конечно, лучше бы приглушать их цвет, чтобы прежде всего видны были задачи к исполнению, но что поделаешь – зато карта живет. И наблюдательные посетители могут тренировать свою память – что же изменилось с последнего посещения. Стимулирует.
Вот и вся премудрость в рисовании. Попробуйте, получится. Для примера – моя карта этой статьи.

2. Чем хороши Mind Maps – свойства

Теперь, когда мы видим, что рисовать «карту ума» очень просто, попытаемся разобраться в том, чем же этот инструмент так эффективен (а когда – не то, что не эффективен, а вреден). Видимая простота техники способна ввести в заблуждение – есть ли тут что? Помню, когда я прочёл «Mind Map Book», я с восторгом рассказал об этой технике другу. Он послушал и задал вопрос: «А что тут особенного? Обычная древовидная структура». Тогда я не нашёлся, что ответить. Попытаюсь ответить сейчас, рассматривая свойства Mind Map.
Небольшое отвлечение в сторону. Возьмём гвоздь и шуруп. Гвоздь прост и способ его использования однозначен – берём молоток и забиваем. Шуруп сложнее. Из анализа его формы видно, что его надо завинчивать и его несущая способность больше, чем у гвоздя той же длины, причем она существенно зависит от целостности резьбы. Если чуть углубить анализ, то становится ясно, что шурупы с крестообразной головкой удобнее, чем под простую отвёртку: крестообразная насечка гарантирует, что усилие будет направлено вдоль оси шурупа. Вместе с тем, большинство мебели в Советском Союзе собиралась рабочими, которые знали два способа использования шурупов (и яростно спорили, чей способ лучше!):
  1. Забить шуруп молотком, пока забивается, а потом довинтить.
  2. Завинтить, пока идёт, а потом добить молотком.
Крестообразные головки шурупов изобретены американцами во время второй мировой войны, но в России получили массовое распространение во второй половине восьмидесятых. Видимо, даже такой простой анализ свойств не столь очевиден.
Итак, свойства Mind Map.

2.1 Наглядность

Конечно, Mind Map всего лишь древовидная структура и этим эквивалентна многоуровневому линейному списку (пример – оглавление). Но есть и серьёзные отличия:
а) Mind Map позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево. Линейный список этого не даёт.
Пример: Недавно мне понадобилось разработать структуру сетевых папок на сервере (дешёвый вариант корпоративного архива). Было распечатано дерево папок в том виде, как мы видим его в проводнике. Обсуждать его с начальниками департаментов было просто невозможно до тех пор, пока я не перечертил его в Mind Map. Всё сразу стало наглядно – вот основные ветки, вот их внутренняя структура. Некоторые мелкие ветки не изображались, но выбор существенного в Mind Map было легче сделать.
б) Линейный список психологически не завершён, он может быть продолжен. Ничто не мешает дописать что-то в конец (да и в середину тоже – естественных рамок нет). Mind Map как рисунок ограничен размерами листа. Приходится выбирать существенное и не делить слишком на много частей.

2.2 Эстетичность

Mind Map – это рисунок, который имеет свою эстетику. Вернее – должен иметь, т.е. если Mind Map как рисунок неприятен, то бесполезен и даже вреден. Создатель техники Mind Map Тони Бьюзен специально подчёркивал, что при их рисовании существенно включается в работу правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и холистический подход. То есть, рисуя Mind Map по какой-то проблеме, мы обдумываем её другой частью мозга. Всегда полезно рассмотреть проблему с разных сторон.

2.3 Формы, или 8х4

Рисование Mind Map происходит одновременно с осмыслением проблемы, оно и есть это осмысление. Мы помним, что рисунок должен быть эстетичным. Вместе с тем, осмысление есть процесс, т.е. Mind Map растёт, как дерево или куст – без жёсткого плана (это не архитектура), просто заполняя пространство. Такое эволюционное развитие рисунка существенно отличает его от чертежей. Я для себя выработал следующие типовые формы Mind Map, каждая из которых легко переходит в следующую:
2.3.1 Андреевский флаг – 4 луча


Как правило, у Mind Map более 3 лучей. Лучшая стартовая форма – диагональный крест (Андреевский флаг): достаточно просто и есть место для новых веток, если проклюнутся.
2.3.2 Звезда – 5 лучей


У Андреевского флага вырастает верхний луч – места много, эта ветвь может быть столь же обильной, что и предыдущие.
2.3.3 Снежинка – 6 лучей


У Звезды вырастает нижний луч. Если всё начиналось с Андреевского флага, то места хватает.
2.3.4 Британский флаг – 8 лучей


У Снежинки вырастает один или два боковых луча. Эти ветви уже существенно меньше остальных, но это обычно не мешает – всё-таки редко бывает, что последними рассматриваем самые сложные аспекты проблемы.
2.3.5 Нейрон – неопределённое число лучей


Если все предыдущие формы связаны эволюционной цепочкой, то эта стоит особняком. Это – настоящий дикорастущий куст, никакого формирования кроны. Здесь получаются наиболее красивые карты и отъявленные уродцы – всё как в лесу.
В построении Mind Map очень хорошо проявляется известный психологический закон 7±2, который описывает число понятий, которыми может одновременно оперировать мозг человека. На картинке это совпадает с естественными ограничениями листа, больше ветвей просто трудно разместить.
2.3.6 Сколько уровней у Mind Map?
Обычно Mind Map имеет не более 4 уровней, но больше одного (т.е. ветки раздваиваются). Можно подсчитать, сколько будет веточек (Британский флаг, 4 уровня, каждая ветка раздваивается) – 8х23 = 64, а всего веток, включая корень, будет 8х(24 – 1) + 1 = 121. Никогда не приходилось выращивать такой большой Mind Map. Обычно несколько веток имеет по паре уровней, а только отдельные разрастаются.
Контрпример: Мне как-то пришлось разрабатывать анкету для анализа информационной системы предприятия. Решил использовать Mind Map, чтобы отразить все вопросы и варианты ответов (т.е. жёстко 2 уровня). В результате получилась анкета на 8 или 9 вопросов, но практика показала, что надо ещё добавить два вопроса – на Mind Map было некуда добавить эти две ветки, а картинка получилась логично-завершённой. В этом случае (вопрос – варианты ответов) более эффективным был бы линейный список уже на этапе разработки анкеты.

2.4 Метры + килограммы = ?, или Однородность

Очень важным свойством (и одновременно – ограничением) является то, что все ветви, в принципе, однородны, нет разных обозначений для качественно различных сущностей. То есть на одной ветви могут висеть килограммы, а на другой – метры. Это сразу накладывает ограничение на характер информации – пытаться описать бизнес-процесс или структуру базы данных с помощью Mind Map бесполезно, лучше использовать специализированные графические нотации – IDEF0, DFD, UML. На Mind Map хорошо ложится первозданный хаос при первичном анализе или что-то, состоящее из однородных элементов – к примеру, план текста или выступления. Обозначаем темы, основные мысли и примеры – и пишем (или выступаем). Обозримость карты позволяет легко переходить от одной части к другой, не теряя из вида целого.
Другим примером однородной карты является несложный проект (план дел) – в принципе, тут Mind Map заменяет Check List, выигрыш получается за счет лучшей обозримости дел.

3. Заключение

Надеюсь, рассказанного достаточно, чтобы попробовать рисовать свои карты. Главное – не бояться и не ждать слишком многого. Последний совет – РИСУЙТЕ ИХ РУКАМИ, а не на компьютере. Надо включить в работу правое полушарие мозга, а творчество (не в художественном значении, а как процесс) все же ближе к традиционным инструментам.
Еще один пример моего MindMap – программный проект:

Комментариев нет:

Отправить комментарий